Статистика продаж новых автомобилей за 2014 год

2014 год стал беспрецедентным по уровню ввоза новых автомобилей из России. Стремительная девальвация российского рубля привела к тому, что разница в цене на новые автомобили в России и Беларуси доходила до 50%. Финал очевиден. Продажи белорусских официальных дилеров резко упали, а ввоз автомобилей из России возрос до небывалых величин.

По  официальным данным БАА, всего белорусы ввезли порядка 25 000 новых автомобилей. Еще столько же удалось продать белорусским дилерам. В итоге цифры продаж выглядят впечатляюще – порядка 50 000 новых автомобилей. Рост рынка составил внушительные 73%. Но эти цифры никак не радуют белорусский автобизнес. Многие дилеры потерпели убытки и закрыли 2014 год с отрицательным балансом.

Председатель БАА Сергей Михневич был в оценках однозначен: «Белорусский автобизнес поставлен на грань выживания». И действительно, столь тяжелой ситуации не было ни в 2008, ни в 2011 годах. Если тогда проблемы были связаны с девальвацией национальной валюты, то теперь к ней прибавился обвал российского рубля. И это едва ли не полностью остановило продажи белорусских дилеров в конце 2014 года.

Основная причина того, что белорусские автодилеры не смогли сохранить конкурентоспособные цены, заключается в том, что они закупают автомобили за границей за доллары и евро, а российские дилеры – в своей валюте, да еще с зафиксированной на год ценой. В итоге, даже после резкого обвала российского рубля дилеры не могли поднимать цены. Убытки несли все, и дилеры, и производители. Но для того, чтобы не потерять огромный российский рынок, никто не хотел повышать цены. А те, кто повышал, делал это постепенно. Этим и воспользовались белорусы, привыкшие хранить свои сбережения в долларах или евро. На пике провала российского рубля разница в цене была просто колоссальной. Но не только она повлияла на ситуацию с белорусскими дилерами.

Сохранить приемлемую рентабельность белорусским дилерам помешали и другие факторы:  утилизационный сбор, указ о двойной уплате НДС, в результате которого дилеры заморозили огромные средства, которые еще и девальвировались. Сюда же добавились и меры по ценовому регулированию во время девальвации национальной валюты. Все это привело к тому, что выйти на запланированный объем продаж в 35 000 автомобилей не удалось. Но как бы там ни было, по сравнению с результатами 2013 года рост зафиксирован даже небольшой, всего 1,3%, рост продаж – всего белорусские дилеры в таких сложных условиях реализовали 21 336 легковых автомобилей. Правда, это связано с появлением новых марок: BMW, Mini, Land Rover, Jaguar, которые не были учтены в прошлогодней статистике. Без их участия падение рынка составило около 10%. А вот падение рынка коммерческой техники составило 17% с результатом 4002 автомобиля.

Несмотря на неутешительные общие показатели рынка, некоторые дилеры продемонстрировали заметный рост продаж по сравнению с 2013 годом. Рассмотрим сегмент легковых автомобилей. Конечно, в первую очередь успешно сработали те, у кого цены на автомобили были привязаны к российскому рублю. Но не только они успешно продавали. Citroen увеличил продажи с 215 до 366 автомобилей, Jaguar – с 9 до 16 автомобилей, Great Wall – с 47 до 88 машин, Kia практически сохранила уровень продаж – 2407 и 2438 автомобилей соответственно. Оказался не страшен кризис и Land Rover – продажи выросли со 180 до 244 автомобилей. Nissan выстрелил более чем в два раза – 887 и 1866 автомобилей. Выстоял в этой ситуации и Opel – 113 машин против 86 в 2013 году. Renault стал лидером продаж, увеличив реализацию с 3305 автомобилей до 4048. Subaru с российской ценой смогли лишь немного улучшить продажи – 170 и 192 автомобиля соответственно. Toyota продемонстрировала хороший рост с 977 до 1452 проданных автомобилей. Официально открывшийся в феврале 2014 года дилер Suzuki смог реализовать 423 автомобиля, тем самым уверенно перевыполнив свой план. А вот в сегменте коммерческой техники серьезно увеличить продажи смог только Renault – с 272 до 452 автомобилей.

Единоличным чемпионом продаж среди легковых автомобилей стал бюджетный седан VW Polo с результатом 2247 машин. На втором месте оказался Kia Rio – 1438 автомобилей. Третье место занял Renault Sandero Stepway – 1317 проданных автомобилей. Интересно, что собирающийся в Беларуси китайский Geely SC7 отстал совсем немного – продано 1238 автомобилей.

В настоящее время белорусские дилеры ведут активные переговоры с производителями о том, чтобы добиться паритета цен с российскими дилерами, иначе белорусский рынок новых автомобилей можно будет закрывать. На плаву останутся лишь те, кто продает иностранные автомобили, собираемые в России. Машины европейской сборки практически не будут продаваться, потому что конкурировать по цене с российскими дилерами наши попросту не смогут все по той же причине – цена «белорусских» машин привязана к евро и доллару. Пока прогнозы таковы: в 2015 году белорусы купят 20-25 тысяч новых автомобилей. И лишь в случае, если все они будут куплены в Беларуси, у наших дилеров есть шанс остаться на плаву.