Транспортный налог в Беларуси заработал, но вопросы остались

Транспортный налог в Беларуси заработал, но вопросы остались

Напомним, что с 1 января 2014 года в Беларуси началось взимание государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Разрешение выдается республиканским унитарным сервисным предприятием «Белтехосмотр» и его структурными подразделениями по месту проведения государственного технического осмотра транспортного средства. Но как всегда вопросы остались…

09.01.2014

Мы считаем оправданным, решение правительства до 1 января 2014 года опубликовать правила и тарифы на оплату транспортного налога в Беларуси, благодаря чему, была получена реакция автомобильного сообщества на данный законопроект. Совсем понятно, что полная отмена данного законопроекта практически невозможна по причине благой цели для общества и страны в целом, а стремление ездить по дорогам европейского качества за относительно небольшой налог в год, вполне оправдывает данное решение.

Однако, при внимательном рассмотрении данного транспортного налога, осталось недопонимание оправданности стоимости выплат исходя из массы автомобиля, по причине оценки расчета массы автомобиля. Первоначально, были озвучены тарифы для расчета транспортного налога с делением автомобилей по массе от 1 до 2 тонн, от 2 до 3, свыше 3 тонн согласно массе, однако не было озвучено, какой именно массе автомобиля. Решение разделения автомобилей от 1 до 2 тонн на две категории: до 1,5 и от 1,5 до 2 тонн мы, считаем, очень правильным, по причине попадания большинства автомобилей в категорию от 1 до 2 тонн.

После обнародования нового деления автомобилей относительно веса после 1 января, появилось определение – исходя из максимально разрешенной массы автомобиля. Так как существует две оценки массы автомобиля: снаряженная и максимально разрешенная, то деление автомобилей, исходя из массы автомобиля в снаряженном состоянии, имеет более правильное и логичное деление автомобилей относительно общепринятой автомобильной классификации.

Напомним, что снаряженной массой автомобиля называют массу машины со стандартным оборудованием, различными расходными материалами (масло, охлаждающая жидкость и тому подобное), но за вычетом массы пассажиров, водителя и багажа. Разрешенная максимальная масса автомобиля – это общая масса снаряженного автомобиля с водителем, грузом и пассажирами, установленная автопроизводителем в качестве максимально допустимой (так называемая полная масса автомобиля, которая указывается в техпаспорте автомобиля).

При делении автомобилей, исходя из расчета снаряженной массы автомобиля, все выглядит вполне логично:
— Малый класс (KIA Rio, Opel Corsa, Skoda Fabia, VW Polo) от 1000 до 1300 кг;
— Малый средний класс (Ford Focus, KIA Cee'd, Opel Astra, VW Golf) от 1200 до 1500 кг;
— Средний класс (Citroen C5, Opel Insignia, VW Passat) от 1400 до 1700 кг;
— Бизнес класс (Audi A6, Skoda Superb, Toyota Camry) от 1400 до 1700 кг;
— Компактные кроссоверы (KIA Sportage, Nissan Qashqai, Renault Duster) от 1300 до 1700 кг;
— Среднеразмерные кроссоверы (KIA Sorento, Nissan X-trail, Toyota RAV4) от 1500 до 1900 кг;
— Полноразмерные кроссоверы и внедорожники свыше 2 тонн.

Как мы видим автомобили малого и среднего класса попадают в первую категорию до 1,5 т, средний и бизнес класс во вторую от 1,5 до 2 т, небольшие кроссоверы во вторую от 1,5 до 2 т и большие кроссоверы и внедорожники в третью от 2 до 3 тонн.

При делении автомобилей, исходя из расчета максимально разрешенной массы автомобиля, все выглядит совсем не так однозначно:
— Малый класс (KIA Rio, Opel Corsa, Skoda Fabia, VW Polo) от 1500 до 1700 кг;
— Малый средний класс (Ford Focus, KIA Cee'd, Opel Astra, VW Golf) от 1600 до 1900 кг;
— Средний класс (Citroen C5, Opel Insignia, VW Passat) от 1900 до 2300 кг;
— Бизнес класс (Audi A6, Skoda Superb, Toyota Camry) от 2200 до 2500 кг;
— Компактные кроссоверы (KIA Sportage, Nissan Qashqai, Renault Duster) от 1900 до 2200 кг;
— Среднеразмерные кроссоверы (KIA Sorento, Nissan X-trail, Toyota RAV4) от 2000 до 2500 кг;
— Полноразмерные кроссоверы и внедорожники свыше 2,5 тонн.

Как мы видим, автомобили малого и среднего класса попадают во вторую категорию от 1,5 до 2 т. Средний и бизнес класс во вторую от 1,5 до 2 т и третью от 2 до 3 тонн. Небольшие кроссоверы во вторую от 1,5 до 2 т и третью от 2 до 3 тонн. Большие кроссоверы и внедорожники в третью от 2 до 3 тонн и четвертую свыше 3 тонн. В первую категорию, непонятно, какие вообще автомобили попадают и зачем она тогда нужна, если в нее попадают несколько моделей, таких как Daewoo Matiz и Peugeot 107?

Если же создавать деление исходя из максимально разрешенной массы автомобиля, то напрашивается деление таким образом:
— при массе до 2 т — 3 БВ (малый класс и малый средний класс);
— от 2 т до 2,5 т — 5 БВ (средний класс и бизнес класс);
— от 2,5 т до 3 т — 7 БВ (кроссоверы и внедорожники);
— свыше 3 т — 10 базовых величин (иная крупногабаритная техника);
— прицеп к легковому автомобилю — 1 БВ.

Исходя из вышеперечисленных аргументов, по-нашему мнению, вывод напрашивается только один, или считать автомобили со снаряженной массой или менять деление автомобилей с максимально разрешенной массой.

Мы надеемся, что наше предложение будет услышано в правительстве и скорректировано исходя из вышеперечисленных аргументов. В любом случае мы надеемся, что в правительстве будет принято самое рациональное решение, а мы автомобилисты до конца года сможем оценить, на сколько, наши дороги изменяться в лучшую сторону и мы по праву сможем считать себя государством с европейским уровнем жизни и качеством дорог.