При каждой смене модельного ряда ведущие автопроизводители ставят перед собой цель привлечь покупателя
СИСТЕМА ПОМОЩИ ДВИЖЕНИЮ ПО ПОЛОСЕ
Этот электронный помощник предупреждает водителя об отклонении от выбранной полосы движения и, если потребуется, производит вмешательство в работу рулевого управления. Система эффективна при движении по автомагистралям и обустроенным дорогам, т.е. там, где имеется качественная разметка.
Обстановка перед автомобилем проецируется на светочувствительную матрицу видеокамеры, расположенной на ветровом стекле, и преобразуется в черно-белое изображение, которое анализируется электронным блоком управления. Алгоритм работы системы распознает разметку, рассчитывает положение автомобиля на полосе и траекторию движения. Предупреждение водителя производится с помощью вибрации рулевого колеса, а также подачи визуальных звуковых и световых сигналов. Корректирующее подруливание осуществляется за счет электромеханического усилителя руля через электродвигатель. Для устранения запотевания или обледенения окна камеры автоматически включается нагревательный элемент.
При преднамеренном перестроении с одной полосы на другую должен быть включен сигнал поворота, иначе система будет препятствовать маневру.
Известными ассистентами удержания полосы движения являются:
- Lane Assist – Audi, Volkswagen;
- Lane Departure Warning System – BMW, Citroen, Kia, General Motors, Opel, Volvo;
- Lane Departure Prevention – Infiniti;
- Lane Keep Assist System – Honda, Fiat;
- Lane Keeping Assist – Mercedes-Benz;
- Lane Keeping Support System – Nissan;
- Lane Monitoring System – Toyota.
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПАРКОВКИ
Торговое название Парктроник (Parktronic System), ввиду его популярности, стало нарицательным именем большинства пассивных парковочных систем, устанавливаемых на автомобили в качестве опции. Подробно остановимся на следующем поколении развития подобных систем – парковочном автопилоте. Впервые эта мечта многих автолюбительниц была воплощена в концепте Volvo YCC.
В интеллектуальном парковочном устройстве используются ультразвуковые датчики, аналогичные пассивной системе, но имеющие большую дальность действия. На автомобиле устанавливается, как правило, 12 датчиков: 4 впереди, 4 сзади и 4 по бокам автомобиля. Боковые предназначены для поиска подходящего места на парковке. При движении с определенной скоростью (порядка 30–40 км/ч) они фиксируют расстояние между припаркованными машинами, а в отдельных системах – и их положение относительно вашего ТС: параллельно или перпендикулярно. Достаточным для парковки расстоянием принимается расстояние, превышающее длину автомобиля на 0,8 или 1 м.
Включение системы осуществляется принудительно при необходимости осуществить парковку. Электронный блок управления принимает сигналы от ультразвуковых датчиков и преобразует их в управляющие воздействия на исполнительные механизмы других систем автомобиля: электроусилителя рулевого управления, систем курсовой устойчивости и управления двигателем, автоматической коробки передач.
Парковка транспортного средства может осуществляться водителем с помощью предлагаемых системой инструкций (рекомендаций по повороту рулевого колеса на определенный угол и направлению движения) или автоматически. Если в условиях городского трафика вам необходимо запарковаться быстрее, чем это делает ваш помощник, систему всегда можно перевести из автоматического режима в ручной. В последних конструкциях системы автоматическая парковка может производиться при нахождении водителя как в автомобиле, так и за его пределами – с ключа.
Известными интеллектуальными системами помощи при парковке являются:
- Park Assist и Park Assist Vision – Volkswagen;
- Intelligent Parking Assist System – Toyota, Lexus;
- Remote Park Assist System – BMW;
- Active Park Assist – Mercedes-Benz, Ford;
- Advanced Park Assist – Opel.
СИСТЕМА АДАПТИВНОГО КРУИЗ-КОНТРОЛЯ
Адаптивный круиз-контроль, предназначенный для автоматического управления скоростью. Интеллектуальные регуляторы скорости позволяют оценить расстояние до ТС и притормозить, если это требуется для соблюдения дистанции. Современные системы достаточно «умны», чтобы корректно реагировать на ускорения и перестроения впереди идущей машины. Адаптивный круиз-контроль незаменим в условиях плотного движения. Система сама притормаживает и останавливается, сама трогается, как только появляется такая возможность (функция Stop&Go).
Основные конструктивные элементы системы ACC – датчики расстояния (радары или лидары), измеряющие скорость и расстояние до впереди идущего ТС, и электронный блок управления, который на основе анализа входной информации от датчиков и других систем формирует управляющее воздействие по изменению скорости движения. Своих исполнительных устройств адаптивный круиз-контроль не имеет, а использует другие электронные системы автомобиля, с которыми связывается через блоки управления: система курсовой устойчивости, дроссельная заслонка с электрическим приводом, автоматическая коробка передач.
Работа системы осуществляется в диапазоне скоростей от 30 до 180 км/ч. Современные системы АСС поддерживают скоростной режим от 0 до 200 км/ч, а также режим торможения и старта в условиях плотного движения. С целью повышения безопасности автомобиля отдельные конструкции адаптивного круиз-контроля могут включать системы превентивной безопасности, экстренного торможения и GPS-навигации.
Известными системами адаптивного круиз-контроля являются:
- Preview Distance Control – Mitsubishi;
- Radar Cruise Control – Toyota;
- Distronic (Distronic Plus) – Mercedes-Benz;
- Active Cruise Control – BMW;
- Adaptive Cruise Control – Volkswagen, Audi, Honda.
СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Стремительное развитие автомобильных электронных систем делает реальной идею беспилотного ТС. Драйверское мастерство в таких авто не требуется. Автопилот, который контролирует динамику продольного и бокового движения, позволяет водителю полностью отрешиться от управления машиной.
Сегодня над созданием системы автоматического управления автомобилем активно работают многие компании. Парковочные автопилоты, системы автоматизированного движения в пробках или по шоссе уже имеют в своем активе Audi, BMW, Cadillac, Ford, Mercedes-Benz, Nissan, Opel, Toyota, Volvo, Volkswagen.
Комплексный подход к созданию беспилотного автомобиля реализуют только две компании – корпорация Google, которая несколько лет вела работы в данном направлении, и российская фирма РобоСиВи. Система автоматического управления от Google уже протестирована на опытных автомобилях в США. Проект по созданию российского «беспилотника» стартовал в начале 2012 года. Основной блок системы – навигационный комплекс ГЛОНАСС. В настоящее время производится ее тестирование на малогабаритной модели, в которой реализованы функции прокладки маршрута, трогания с места, маневрирования, торможения при возникновении препятствия.
Temporary Auto Pilot, TAP – Volkswagen
Система позволяет водителю в определенных условиях отдать управление автомобилем под контроль автоматики. Новинка, получившая название «Временный автопилот», стала промежуточным этапом на пути к роботизированному автомобилю. Она объединила уже известные серийные технологии Volkswagen в одно целое: адаптивный круиз-контроль, ассистентов слежения за дорожной разметкой и знаками. Система поддерживает безопасную дистанцию до впереди идущего ТС, а при необходимости подтормаживает автомобиль вплоть до полной остановки. Она регулирует скорость движения, считывая дорожные знаки, отслеживает разметку и автоматически подкручивает рулевое колесо, если автомобиль непреднамеренно съезжает с полосы движения. Водитель всегда может деактивировать TAP и взять управление на себя. Новая технология может быть использована не только при движении на шоссе, но и в пробках. Временный автопилот работает на скорости до 130 км/ч и уже внедряется на серийные автомобили.
Traffic Jam Assistant – Audi
Это первая серийная система автопилота для движения в пробках. Она автоматически поддерживает дистанцию до впереди идущей машины, тормозит, разгоняется, поворачивает, объезжает препятствия и даже уступает дорогу машинам экстренных служб. Работает на скорости от 0 до 60 км/ч.
Traffic Jam Assist – Ford
Система автоматического движения в пробках поддерживает нужную скорость и обеспечивает движение автомобиля в потоке. Серийное использование на автомобилях планируется начать с 2017 года.
Traffic Assist – General Motors
Система может управлять автомобилем на скорости до 60 км/ч. Она распознает не только повороты и препятствия, но и дорожные знаки.
ConnectedDrive Connect (CDC) – BMW
Автомобиль, оснащенный новинкой, сможет самостоятельно разгоняться и тормозить, производить обгон и менять полосу движения, выезжать со второстепенных дорог на главную, вклиниваясь на скорости в идущий на шоссе поток. Система CDC предназначена для автоматического движения по автомагистрали. Интеллектуальное устройство, в котором реализован алгоритм идеального водителя, не превышает разрешенной на участке скорости, не совершает обгон справа, а также возвращает автомобиль в свой ряд после обгона.
Super Cruise – Cadillac
Система автоматического управления обеспечивает движение автомобиля вне городской черты – на автомагистралях. Она позволяет осуществлять маневрирование, торможение, движение по полосе без участия водителя.
SARTRE (Safe Road Trains for the Environment) – Volvo
Позволяет нескольким машинам двигаться по дороге в организованной колонне. Автомобили выстраиваются с дистанцией 6 м и полностью повторяют движение ведущего грузовика, что позволяет водителям отдохнуть, покушать, поговорить по телефону. По желанию каждый из автомобилей в любой момент может покинуть группу. Компания Volvo также внедряет новый автопилот для пробок, который появится в автомобилях шведской марки в 2014 году.