В преддверии очередного зимнего сезона публикуем наш отзыв о нешипованных шинах Nokian Hakkapeliitta R2. Возможно, для кого-то данная информация окажется полезной при выборе зимней резины. Несмотря на то, что мы отъездили на данной резине всего один сезон. Но учитывая поездки каждый день и пробег порядка 7 000 км, впечатлений вполне достаточно для полноценного отчета. Тем более зима оказалась на радость теплой и морозной, слякотной и скользкой, а температура колебалась от плюс 10 до минус 24. И тем интереснее поделится впечатлениями после увеличения клиренса автомобиля, за счет перехода с родного типоразмера 205/60 R16 на 205/65 R16 (по шинному калькулятору поднятие автомобиля на 1 см).
Скажем сразу, переобулись очень рано, когда температура днём доходила до плюс 15. Однако погода была крайне неустойчивой и по ночам опускалась до плюс 5, а синоптика обещали заморозки в ближайшие дни. Тем более выбор резины был исключительно не шипованной, а следовательно боятся преждевременной потери шипов не было, как и гула от асфальта. Изначально выбор был в пользу финского производителя, хотя с российской пропиской. Так как был опыт эксплуатации зимних шин данного производителя и все впечатления были только положительные.
Итог по износу резины после 7 000 км ежедневных поездок. Спереди четкая метка на 6 мм, сзади немного заметная 8 или гарантированные 7 мм. Поменяй местами передние и задние шины и можно ездить еще 3-4 сезона.
Переобувка на зиму прошла в штатном режиме. Максимальное количество грузиков на одном колесе составило 25 грамм, на остальных от 10 до 20. Что считается отличным результатом для дисков 16 радиуса с высоким профилем. Первые впечатления после установки отличные. Несмотря на то, что зимняя резина априори должна быть мягкая, боковина у шины достаточно крепкая и при стандартном давлении в шинах Hakkapeliitta R2 держит форму хорошо даже при плюсовых температурах. После установки резины на автомобиль, колеса стали визуально как выше, так и шире. А первые впечатления – автомобиль стал выглядеть мощнее и чуть выше.
Скоростной индекс нашей Hakkapeliitta R2 до 170 км/час, что очень похоже на правду. После 160 км/час автомобиль начинает рыскать из стороны в сторону, комфортная езда до 140 км/час. Хотя зимой и с этой скоростью не многие захотят ездить.
Первые впечатления после установки резины и выезда на кольцевую дорогу – резина словно прилипает к асфальту. Так как автомобиль по шумоизоляции далеко не представительского класса, ожидали традиционного для зимней резины гула, но резина оказалась очень тихая. Не сказать, что её совсем не слышно, но шум значительно ниже ожидаемого после всех предыдущих липучек. Боковина хорошая, в поворотах машина не плывет, даже несмотря на увеличение высоты профиля. На кольцевую развязку уверенно заезжаешь на скорости 60 км/час, так же как на летних шинах Nokian Nordman SX с 60 профилем. Так что общая оценка от езды по асфальту в теплую и сухую погоду – отлично!
Хорошо показала себя Hakkapeliitta R2 и в снежную шугу и слякоть. Уверенное поведение на любых скоростях, а так же отличное торможение. В целом можно сказать, что отличные сцепные свойства резины до тех пор, пока есть соприкосновение с асфальтом. То есть, резина отлично продавливает мокрый снег и отводит воду из пятна контакта до тех пор, пока возможно продавить снег собственной массой автомобиля. Соответственно, чем тяжелее автомобиль, тем увереннее езда по снежной каше. Наша оценка зимних шин Hakkapeliitta R2, на автомобиле Suzuki New SX4 тоже отлично!
Первый снег, первые впечатления от Hakkapeliitta R2. После погружения города в снежное покрывало, первое, на что начинаешь обращать внимание – это правильное решение о поднятии автомобиля. Сразу появляется желание штурмовать сугробы, перепрыгивать заснеженные бордюры и прочие искусственные возвышенности. Появляется чувство некой эйфории и вседозволенности. Резина по снегу гребет отлично, противобуксовочная система отлично подбирает обороты двигателя не допуская пробуксовки колес. В целом, езда в городе по снегу даже на переднеприводном автомобиле понравилась.
За городом езда на шинах Hakkapeliitta R2 по снегу также вызвала положительные эмоции. Но появляется нюансы, о которых следует знать. Главное, следует помнить, что при увеличении профиля резины и увеличении ширины колеса, вы получаете не только больший дорожный просвет, но и увеличение пятна контакта с дорогой. На асфальте это даёт улучшение сцепных свойств автомобиля с дорогой. Но в глубоком снегу уменьшение пятна контакта и увеличение массы на квадратный сантиметр позволяет автомобилю лучше продавливать снег. Если объяснить примитивно, чем шире колесо, тем сильнее «эффект лыжи», которая как известно лучше скользит по снегу.
Что в итоге получается при езде по снегу на моноприводном автомобиле. До тех пор, пока высота снега не достигла днища, автомобиль уверенно пробирается вперед. Как только вы пытаетесь заехать по снегу в горку, срабатывает вышеупомянутый «эффект лыжи» и уже можно заехать только с разгона. Внатяжку подняться сложно или практически невозможно (все зависит от уклона подъема). Если высота снега достигает днища автомобиля или его превышает, то в данном случае все решает тип привода. Так как засаживая автомобиль в снег, полноприводный автомобиль всеми четырьмя колесами вытягивает его из снежного плена. Если снег достает до днища, то проходить снежный участок на переднеприводном автомобиле можно, но только на скорости.
Еще из примера возможностей шин Hakkapeliitta R2 можно привести такой пример. Горка перед домом, дорога после циклона Даниелла, естественно никто не чистит. По ней ездит наш New SX4 и соседский Opel Frontera 4WD. Про данный внедорожник ничего говорить не надо, просто включает блокировку осей и ему подвластны любые дороги. Обычные легковушки и вовсе не доезжают до этой горки. Но с чуть большим, чем у обычного легкового автомобиля клиренсом, пусть и с передней ведущей осью, мы заезжаем на горку. Причем это поворот и нужного разгона не набрать. Можно уверенно заявить, что финская шина отлично справляется со снежными горками и рыхлым снегом.
Первый день циклона Даниелла, для коммунальщиков, как обычно, оказался сюрпризом, но Hakkapeliitta R2 тоже отлично себя показала. Это был обычный рабочий день и пришлось много ездить по городу. Учитывая тот факт, что в центре Минска в тот день на парковку попасть было проблематично, то почти всегда приходилось парковаться в неочищенных от снега дворах. Если автомобиль парковался в глубоком снегу, то всегда выезжали сами путь иногда и в раскачку. Даже несмотря на немного мелкий (для зимней резины) протектор, автомобиль с залипшими от снежной каши шинами выезжал без проблем. Что касается поведения на дороге, то оно вполне предсказуемо для не шипованной шины – разгон уверенный, но при активном старте с пробуксовкой. Перестроения из полосы в полосу даются с легким, но предсказуемым заносом, газом легко выравниваешь автомобиль.
В городском потоке, даже во время снежного циклона, автомобиль с шинами Nokian Hakkapeliitta R2 чувствует себя уверенно, но только на небольших скоростях и на дороге без подъема. Если попытаться заехать на горку, на которой есть лед со снегом или без снега не важно, то уже не заедете. При спуске с горки то же самое – спуск абсолютно не контролируемый и это надо знать о данной шине.
Отдельно хочется упомянуть о расходе топлива в зимний период нашего автомобиля с данными шинами. Расход без учета прогрева автомобиля оказался такой же, как на летней резине. Что не может не радовать в нынешнее время. Конечно с прогревом автомобиля значения расхода топлива выше, но стоит признать, что при схожем с летним режимом езды, показания экономичности очень достойные. И даже с прогревом автомобиля и его очисткой от снега, наш редакционный автомобиль в среднем режиме не потреблял более 10 литров топлива.
Что можно сказать по итогу одного сезона или 7 000 км пробега? Резина показалась ни сколько скандинавкой для суровых снежных зим с различными типами покрытий, а скорее как хорошая фрикционная шина европейского типа. Для мягких и теплых зим, без резких перепадов температур с образованием льда или обледенелых дорог. Резина понравилась всем кроме поведения на льду, так как способна спровоцировать аварийную ситуацию как у начинающего так и у опытного водителя. Наличие полного приводе на тормозной путь никак не влияет, поэтому грешить на монопривод не приходится.
Несмотря на такой вердикт, хочется сказать, что Hakkapeliitta R2 имеет массу положительных моментов. Резина очень тихая и экономичная. Автомобиль на этой резине отлично ведет себя в поворотах. Замечательно проявила и в глубоком снегу, позволяя проходить участки фактически подвластные внедорожникам. Качество и надежность за сезон оказались на высоте – резина отлично стала на диски, ни одной шишки или деформации за период эксплуатации. Протектор за сезон с минимальным износом. В целом к качеству российского производства нареканий не возникло, что будет после следующей зимы – посмотрим. Несмотря на слабые показатели сцепления на льду, на шипы переходить все равно не собираемся. Так как шины обеспечивают комфорт и экономичность, а поведение на льду предсказуемо и уже знаешь чего ожидать от них. Беларусь регион не северный, а по климату скорее европейский. Наши зимние маршруты вполне под силу данной «липучке», поэтому повода переходить на шипы для себя пока не видим.