Тормозные колодки и диски – все о тонких вопросах выбора и замены
Текст: Bosch
Фото: Bosch

Скорость, маневренность, мощь – вот чем радуют автовладельцев многие современные модели. Но это значит, что тормозным колодкам и дискам постоянно приходится выдерживать все более и более высокие нагрузки. Так что регулярный износ и, как следствие, необходимость их замены – закономерный результат.

При этом автопроизводители не стоят на месте и в этом вопросе, развивая и совершенствуя применяемые технологии. Поэтому важно знать, когда элементы тормозной системы нуждаются в замене, как это правильно сделать и как выбрать сделать лучший выбор из всех возможных.


КОГДА МЕНЯТЬ?

Степень износа тормозных колодок и дисков проще всего определить во время сезонной замены шин, когда колесо снято и ничто не мешает обзору. Нормальной остаточной толщиной фрикционного слоя (накладки из специальных устойчивых к истиранию и перепадов температуры материалов) считается величина не менее 3,5 мм.

Определить, что время замены пришло, поможет датчик износа, который сегодня можно встретить на многих моделях тормозных колодок. Он может быть либо электронным (тогда сигнал поступит на панель управления, где загорится соответствующий индикатор), либо механическим (такой датчик – это просто металлическая пластина, которая по мере износа фрикционного слоя начинает цеплять тормозной диск и издавать характерный скрип).

О состоянии колодок может многое рассказать и поверхность тормозного диска – точнее, круговые царапины и борозды на ней, появление металлической стружки. Эти повреждения вызываются трением изношенных тормозных колодок. Да и сам диск с такими дефектами работает недостаточно эффективно и нуждается как минимум в восстановлении (хотя замена на новый – всегда более надежный и безопасный вариант).

Ориентироваться стоит и на поведение самой машины: увеличение тормозного пути, хода педали тормоза, возникновение заметных вибраций или изменение траектории при торможении (автомобиль уводит в сторону).

Жизненный цикл колодок в 2-3 раза короче, чем тормозных дисков. Кроме того, быстрее изнашиваются детали передних колес: основная нагрузка приходится именно на них. Как тормозные колодки, так и тормозные диски, расположенные на передней оси, служат примерно в три раза меньше, чем их собратья на задних колесах.

Независимо от того, что подлежит замене – диски или колодки, – меняются эти детали непременно на всей оси, в паре.


ВЫБИРАЕМ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ И ДИСКИ

Важное правило: в вопросах безопасности (а тормозная система имеет к безопасности водителя, пассажиров и всех остальных участников дорожного движения непосредственное отношение) не стоит гнаться за экономией. Тем более, что на рынке есть продукция, которая по соотношению «цена-качество» уверенно конкурирует с масс-маркетом и производителями, предлагающими сомнительные аналоги дорогих брендов.

Так, например, компания Bosch, являясь одним из таких премиальных брендов, выпускает широчайший ассортимент доступных по цене тормозных дисков и колодок для всего автопарка современных легковых автомобилей (в том числе азиатских марок). Так что подобрать качественные запчасти для тормозной системы можно на любые популярные и не очень модели.

Одна из причин заплатить больше за более качественные тормозные колодки и диски – их долговечность и надежность. А чем реже приходится менять эти элементы, тем они выгоднее в эксплуатации. Но главное – это, безусловно, безопасность: тормозная система – не тот случай, когда можно надеяться, что дешевые компоненты не подведут в самый ответственный момент.

Следует учитывать и еще один важный момент. Сегодня практически все современные автомобили выпускаются с антиблокировочной системой ABS или электронной системой динамической стабилизации ESP. И очень важно, чтобы все «расходники», которые используются в тормозной системе, включая диски и колодки, соответствовали заложенным автопроизводителями спецификациям. Иначе расчетные параметры, которыми руководствуются системы активной безопасности, когда вносят свои поправки в процесс торможения или берут его на себя, могут расходиться с реальными. А это уже чревато нежелательными последствиями.

Выбор типа дисков (глухих, вентилируемых или перфорированных) определяется особенностями автомобиля, а не индивидуальными предпочтениями его владельца. Современным стандартом являются вентилируемые диски – состоящие из двух фрикционных колец (их еще называют «блинами»), между которыми располагаются специальные каналы для отвода тепла. Маломощной машине для спокойной езды без резких разгонов и торможений может быть достаточно более простой цельной конструкции. А любители мощных спортивных авто и высоких скоростей зачастую отдают предпочтение перфорированным тормозным дискам и колодкам с керамическими накладками.


МЕНЯЕМ СТАРЫЕ КОЛОДКИ ИЛИ ДИСКИ НА НОВЫЕ

В общем и целом, последовательность действий выглядит так:

• автомобиль следует поднять домкратом, обязательно убедившись в устойчивости и безопасности конструкции;
• снять колесо;
• при помощи плоской отвертки вдавить поршень суппорта;
• снять прижимную пружину, с помощью которой в суппорте удерживается тормозная колодка;
• освободить суппорт от удерживающих его болтов и поднять над тормозным диском (при этом стараясь не повредить присоединенные к нему тормозные трубки);
• извлечь старую колодку (либо диск) и установить новую деталь, последовательно выполнив все описанные действия в обратном порядке;
• несколькими нажатиями прокачать педаль тормоза.

При кажущейся простоте этой операции без опыта и навыков за нее лучше не браться. Тем более, что за помощью всегда можно обратиться к профессионалам.

Новые тормозные колодки и диски обязательно нуждаются в обкатке:

• после выезда из СТО на прямую и безопасную дорогу при первой возможности постарайтесь обязательно выполнить несколько циклов разгона до 80 км/ч и торможения до 25-30 км/ч с интервалом в 5-10 минут. Это «закалит» поверхность колодок, и они не будут так быстро стираться.
• первые километры пробега после замены не забывайте о том, что тормозить нужно плавно, избегая повышенных нагрузок на тормозной механизм. И впоследствии какое-то время нельзя сбрасывать высокую скорость, «утапливая» педаль тормоза в пол резким движением – нажатия должны быть прерывистыми.

Важно помнить, что несвоевременная замена тормозных колодок и дисков может стать причиной перекоса или заклинивания суппортов, механических поломок изношенных деталей тормозной системы и даже ее полного отказа. Поэтому не забывайте уделять их состоянию должное внимание – ради уверенности в собственной безопасности!