Toyota RAV4
Текст: Андрей Казакевич
Фото: Вадим Рожков

В последнее время кроссоверы становятся всё более рафинированными и городскими. Производители убеждают нас в том, что нам именно это и надо. Пусть с опозданием, но на белорусском рынке появился кроссовер, который гнёт свою линию. Какую? Выясним на тесте пятого поколения легендарного японского кроссовера Toyota RAV4.

Первое поколение позиционировалось компанией Toyota, как молодёжный автомобиль для активного отдыха, отсюда и происхождение названия (Recreation Active Vehicle), цифра «4» указывает на постоянный полный привод.

Автомобиль дебютировал на родном японском рынке в мае 1994 года, а затем попал и в другие страны. Уже более 25 лет RAV4 является бессменным флагманом созданного им же сегмента городских кроссоверов, а ежегодные тиражи модели давно исчисляются сотнями тысяч экземпляров. Любовь россиян к этой модели подтверждается статистикой продаж – RAV4 занимает 2 место в классе SUV, уступая пальму первенства лишь более компактному и бюджетному кроссоверу Hyundai Creta. На нашем рынке модель так же востребована, что подтверждается высокой стоимостью на вторичном рынке.

Длина/ширина/высота нового RAV4 составляют 4600/1850/1685 мм, колёсная база – 2690 мм, дорожный просвет – 195 мм. Угол въезда – 18 градусов, съезда – 20,5, максимальный градус подъёма – 35.

В основе конструкции RAV4 пятой генерации лежит платформа TNGA. Новая платформа дала дизайнерам больше творческой свободы, и они ею искусно воспользовались. Удалось изменить пропорции автомобиля, сделав его короче на 5 мм, но при этом колёсная база выросла на 30 мм. Нужно еще отметить, что RAV4 стал на 10 мм ниже, при этом дорожный просвет, напротив, увеличился на крайне важные 15 мм и составляет теперь 195 мм. Что, впрочем, не оказало негативного влияния на центр тяжести.

Возможно новый облик придется по вкусу не каждому, но теперь он точно никого не оставит равнодушным.

Дизайн можно назвать революционным для RAV4 – экспрессивный, эмоциональный и даже агрессивный. В экстерьере пятого Toyota RAV4 сочетаются плавные и жёсткие линии, мягкие и брутальные стилистические решения. Такой внешний вид делает модель одинаково уместной как в городской среде, так и на природе. Теперь RAV4 точно не назовёшь женским автомобилем.

Базовый Toyota RAV4 по-прежнему имеет передние ведущие колёса, а за доплату предложен полный привод с муфтой подключения задней оси. В дорогих версиях кроссовер оснащается новой системой полного привода Dynamic Torque Vectoring AWD, которая может перебрасывать на заднюю ось до 50% крутящего момента, а также в случае необходимости распределять момент на правую или левую стороны для лучшей управляемости.

У всех Рафиков полностью диодное освещение с параболическими отражателями. В более дорогих версиях появляются галогенные противотуманные фары. Только в топ-исполнении Prestige Safety фары линзованные с автоматическим переключением с дальнего на ближний свет.

Салон прост, но практичен. Маркого, покрывающегося царапинами глянца, нигде нет. Твёрдая пластмасса под руки не попадает. Руль обшит качественной кожей.

Ничего общего с моделью предыдущего поколения внутри автомобиля искать не стоит. Однако узнаваемость «тойотовского» подхода к оформлению интерьера (в хорошем смысле) имеет место. К качеству материалов отделки не придерёшься – всё добротно, приятно и красиво. Однозначно лучше, чем было. С точки зрения эргономики прогресс тоже налицо: водитель посажен ниже, кресла удобные (хотя поддержки бёдер чуток не хватает), диапазоны регулировок большие, все самые востребованные кнопки расположены, что называется, под рукой.

Для базовой комплектации Toyota RAV4 предусмотрен 4,2-дюймовый дисплей на панели приборов, а в более дорогих версиях, как у нас, 7-дюймовый экран, на который подаётся абсолютно вся информация, которая может пригодиться водителю. Дисплей информационно-развлекательной системы по умолчанию тоже 7-дюймовый, а в более продвинутых версиях – на дюйм больше.

Дизайн интерфейса и графика мультимедиа никогда не были коньком японского производителя. Не стало исключением и пятое поколение RAV4. Зато экран откликается на нажатия в перчатках.

Поддержки интерфейсов Apple CarPlay и Android Auto у «мультимедийки» нет и это явно не понравится молодой аудитории. Но пользоваться мультимедийным блоком удобно: скорость отклика неплохая, структура меню логичная, а физические клавиши по краям экрана дают мгновенный доступ к основным разделам. Система читает тяжёлые FLAC-файлы, а не только устаревший MP3. Однако насладиться качественным звучанием, к сожалению, не выйдет – шесть штатных динамиков играют громко, но суховато и плоско. Настройками звука ситуацию полностью не спасти.

Крутилки управления микроклиматом и аудиосистемой, а также внутренняя поверхность дверных ручек отделаны приятным на ощупь прорезиненным материалом. Клавиши блока микроклимата выполнены на современный манер, а кнопки обогрева сидений остались из прошлой эпохи. Тем не менее выглядит все это гармонично и главное практично. К работе климатической системы RAV4 замечаний нет – работает незаметно и эффективно.

Площадка на центральной консоли стала больше и теперь здесь помещается даже крупный смартфон. Там же может быть опциональная беспроводная зарядка. Есть три USB-порта для передних седоков и еще пару – для задних пассажиров.

Система Multi-Terrain Select положена всем полноприводным версиям RAV4. В нашем автомобиле предусмотрено 6 режимов движения: внедорожные «песок и грязь», «камень и гравий», «снег», а также «Эко», «Нормальный» и «Спорт» для езды по дорогам общего пользования, асфальтовым, гравийным, грунтовым. В более простых комплектациях ручки нет, только кнопки, но режимы те же.



Direct Shift CVT – это вариатор с девятью виртуальными передачами и одной настоящей. Первая передача здесь механическая, ну а дальше – классический для CVT толкающий стальной ремень со шкивами переменного радиуса. Если у кого-то вариатор и вызывал вопросы – то только в плане надёжности в предельных режимах – на бездорожье, при разгонах со старта, при пробуксовке и так далее. Теперь этот вопрос практически снят, потому что при езде в подобных режимах трудится механическая шестерёнчатая передача.

Бокс в подлокотнике внушительного объёма, в нём находится выдвижная полка, USB-разъём и розетка на 12 Вольт.

Водительское сидение теперь установлено на 15 мм ниже, но благодаря тому, что оконная линия автомобиля снижена, изменился угол капота. На обзорность это повлияло только положительно. Диапазон регулировки руля увеличен вдвое, так что устроиться удобно – не проблема. Сидения тоже новые, с небольшой боковой поддержкой и поясничным подпором. Электрорегулировка только у водительского сиденья.

Угол наклона спинки фиксируется только в двух положениях, есть откидной подлокотник с двумя подстаканниками.

На заднем ряду RAV4 стало ещё просторнее, чем было. Ширина салона увеличена на четыре сантиметра, почти пять добавлено в ногах. Это существенные по интерьерным меркам показатели, поэтому даже пассажиры ростом более 190 см сидят без стеснения, свободно разместив ступни под высоко установленными креслами. Но среднему пассажиру жизнь усложняет выросший по центру тоннель. Зато в торце центрального тоннеля есть дефлекторы обдува и пара USB-разъёмов.

Объём грузового отсека увеличен с 577 литров до 580. Огорчает только отсутствие каких-либо приспособлений для фиксации груза. В подполье расположена докатка.

Багажник Toyota RAV4 правильной формы запоминается в высшей степени неспешным электроприводом крышки. Для фальшпола предусмотрены два уровня. Однако если рулонная шторка сложена в отведённую для неё нишу, нижний использовать нельзя. Зато можно перевернуть настил ворсом вниз для перевозки чего-нибудь грязного. Спинка дивана по частям раскладывается почти вровень с полом.

При вывешивании проём багажника не деформируется, дверь с помощью доводчика закрывается.

С диагональным вывешиванием кроссовер легко справляется. На перекошенной машине легко почувствовать особенности разных режимов системы Multi-Terrain Select, которой с RAV4 поделился Land Cruiser. Тут больше подходит Rock & Dirt, рьяно борющийся с пробуксовкой. Если же активировать Mud & Sand, колёса получают большую свободу. Прошлое поколение внатяг при таком уклоне заехать уже не могло.

Несколько лет назад глава Тойоты Акио Тойода провозгласил: хватит делать скучные машины! И с переходом на новую платформу RAV4 поехал так же хорошо, как и Camry последней генерации.

Наш тестовый RAV4 с новым атмосферным мотором 2,0 л (149 л.с.) трудится в паре с вариатором. Характер двухлитровой машины по ощущениям азартный, честно едет на заявленные производителем 11 секунд до сотни. Вариатор настроен отлично: на разгоне он делает вид, что переключается между виртуальными передачами. Связь по акселератору – чистая. Единственное, тихоней данный силовой агрегат не назовешь, при интенсивном разгоне рёв мотора слишком рано начинает пробиваться в салон. А вот колёсные арки больше не являются поставщиками шумов.

В скоростных виражах RAV4 сперва кренится и только потом меняет траекторию. Руль лёгок и малость вязок в околонулевой зоне. Когда пытаешься резко сменить курс или сбрасываешь газ в повороте, кроссовер уходит в занос.

Подвеска, как и шумоизоляция Toyota RAV4, в целом хорошая, но есть нюанс. Пока под колёсами нет острых ям и стыков, всё отлично: мягко и комфортно даже на «девятнадцатых» колёсах. Но стоит появиться самым сложным для отработки дефектам, пробои подвески можно получить. Справедливости ради, добиться такого в городе нереально.

Подвеска фантастически энергоёмкая и на разбитой дороге. Система стабилизации настолько либеральна, что, в первый раз ловя автомобиль в заносе, можно подумать, что она отключена. Настройки руля, управления тягой и тормозами рассчитаны явно на езду не по трассе, а скорее по грунтовой дороге – именно здесь машину чувствуешь лучше всего. Хочется переключиться в режим «Спорт» и ехать азартно, проглатывая кочки и скользя в поворотах.

Новая система Dynamic Torque Vectoring AWD, которой комплектуются автомобили версий «Престиж» и «Престиж Safety», как следует из названия, управляет вектором тяги: здесь две муфты в заднем приводе, которые позволяют независимо подавать крутящий момент на правое и левое колёса (вплоть до имитации блокировки межколёсного дифференциала на бездорожье), а также распределять момент между передней и задней осями.

Хотите вы этого или нет, но Toyota RAV4 станет одним из бестселлеров в Беларуси. Сила бренда и магия модели сделают своё дело. Мы убеждены, что покупатели пятого поколения кроссовера не разочаруются в своём выборе. Они получат автомобиль, который полностью оправдывает вложенные в него деньги. Причём вложенные при покупке, а не в процессе эксплуатации, потому что Toyota делает действительно надёжные автомобили. А теперь ещё и нескучные.

Благодарим за предоставленный на тест автомобиль –
«Тойота Центр Минск Восток».

Цены и комплектации Toyota RAV4