Некогда почивавший лавры лидера среди компактных кроссоверов Volkswagen Tiguan во втором поколении возмужал, стал технологичнее, дороже, а главное наметился в соперники к более серьезным SUV. И чтобы не потерять популярную нишу, Volkswagen выводит на российский рынок более доступный, но не менее интересный и перспективный Taos.
Изначально Taos задумывался как доступный кроссовер для рынков развивающихся стран: Бразилии, Индии и России. С конца 2020 года машина представлена еще в Северной и Южной Америке.
Чтобы лучше понимать откуда взялся Volkswagen Taos, напомним, что для немецкого концерна существует три стратегических рынка: европейский, американский и азиатский. Первое поколение Тигуана разрабатывалось в Германии для европейского рынка, затем после легкой адаптации модель продавалась на других рынках. Но то что хорошо требовательному и обеспеченному европейцу, не то же самое, что надо покупателю в развивающихся странах. А учитывая, что c 2018 года в Китае продается вариация на тему Taos под именем Tharu, то долго искать модель для заполнения бюджетной ниши не пришлось.
Из оригинальных дизайнерских решений отметим светящуюся линию, зрительно соединяющую передние фары и фирменную эмблему: красивое и элегантное решение.
Этот Das Auto для нашего рынка имеет родственную душу с Skoda Karoq. Технически они полностью идентичны, имеют единый силовой кузов, двигатели и коробки передач, а также выпускаются на одном заводе группы Volkswagen в Нижнем Новгороде. Впрочем, сходство этих моделей можно заметить только при сравнении в профиль. Стилистически Taos ближе к Volkswagen Teramont, в то время как Tiguan к представительскому Touareg, так как эти модели спроектированы американской и европейской дизайн-студиями.
С «Тигуаном» новинку связывает четкая горизонтальная линия сбоку, но проходит она не через ручки дверей, а над ними.
Сейчас Volkswagen Taos – самый компактный кроссовер в модельном ряду марки на нашем рынке. Модульная платформа MQB также роднит его с «Тигуаном». Но Taos слегка уступает ему в габаритах: 90 мм в длину и 70 в высоту (хотя ширина кузова отличается всего на 2 мм). Если сравнивать с чешским братом, то длина «Таоса» – 4417 мм против 4382 мм у «Карока». Ширина у них одинаковая (1841 мм), а высота символически различается на 1 мм. Так что в теории прямым соперником Taos является Skoda Karoq, но по известным причинам он пока в Беларуси не продается.
Сзади не сразу сообразишь, что перед тобой относительно компактный кроссовер: в первый момент кажется, что это как минимум Tiguan.
Базовый мотор у Taos – 1,6-литровый «атмосферник» MPI мощностью 110 л.с., он может сочетаться как с пятиступенчатой механикой, так и шестидиапазонным автоматом. На ступень выше стоит автомобиль с турбодвигателем 1.4 TSI и восьмиступенчатым автоматом Aisin, и только с передним приводом. Топовая модификация Taos оснащается тем же 150-сильным мотором, однако тут он уже сочетается с семиступенчатым «роботом» DQ381 и полноприводной трансмиссий на основе муфты Haldex.
Задние фонари не столь оригинальны, как у «Карока», но с эффектным наполнением. Завершает портрет имитация выхлопных патрубков в бампере, но этим в наши дни грешит не только Taos.
Даже в базовой комплектации «Таос» неплохо оснащен. Здесь будут сиденья с подогревом и регулировкой по высоте, центральный подлокотник, кондиционер, светодиодные фары, рейлинги на крыше. Автомобиль оснащается круиз-контролем с ограничителем скорости, датчиком света, датчиками давления в шинах, запуском двигателя кнопкой, мультимедийной системой с дисплеем 6,5 дюйма, 8-дюймовой цифровой приборкой и 6 подушками безопасности. Также «в базе» есть ESP, которая умеет стабилизировать прицеп и имитировать блокировку межколесного дифференциала.
Наш тестовый Taos оказался в средней комплектации Status, но с опциональной адаптивной LED оптикой проекционного типа – IQ.Light. Эффектные и не менее технологичные задние фонари доступные уже в «базе». Дорожный просвет Taos – 177 миллиметров с передним приводом и 175 – с полным, что не слишком много, но и не худший показатель в классе. Зато двери с защитным пластиковым обвесом прикрывают пороги – ваши члены семьи непременно оценят заботу об их гардеробе.
Салон Volkswagen Taos по-немецки практичен и эргономичен. Когда садишься за руль впервые, то замечаешь, что все элементы управления находятся ровно в тех местах, где и ожидаешь. Трехспицевый мультируль скошен в нижней части, за ним полностью цифровая приборная панель. За стиль тут отвечает разве что глянцевая пластиковая вставка, протянувшаяся на всю переднюю панель. В специальном исполнении JOY! она выполнена в сочном оранжевом цвете. Разница в классе с «Тигуаном» все-таки есть: материалы чуть проще, пластик почти везде жесткий.
Уже во второй комплектации Status есть удачно спрофилированные сиденья с электрорегулировками, которые не утомляют в дальней дороге и неплохо держат в поворотах. Высокие водители смогут дополнительно отрегулировать наклон подушки сиденья – в этом классе подобное предложить не может никто из конкурентов. Диапазон перемещений по длине и высоте в сочетании с регулировкой руля по высоте и вылету позволит подобрать комфортное положение водителю любого роста.
Отрадно, что в Volkswagen Taos по умолчанию устанавливается цифровая приборная панель. Но не обольщайтесь! В первых двух комплектациях это будет 8-ми дюймовая панель с ограниченным функционалом и тремя типами оформления (спидометр, тахометр и цифровой показатель скорости). Продвинутая по функционалу и возможностям отображения 10-ти дюймовая приборка Digital Cockpit Pro положена только версии Exclusive или с пакетом «Инновация».
В солнечную погоду глянцевый экран медиасистемы бликует, но за счет высокого качества и насыщенности картинки, информация считывается без проблем.
Taos получил новую мультимедийную систему VW Play с диагональю дисплея 10 дюймов, созданную на базе Android. Она совместима с протоколами Apple CarPlay, Android Auto и Mirror Link. Работает с магазином приложений VW Play Apps, в котором доступны сервисы «Яндекса». Быстродействие системы без нареканий, меню функциональное и логичное, отклики на нажатия мгновенные. Единственная претензия, которая у нас возникла – это не слишком высокое разрешение картинки с камеры заднего вида, зато она с омывателем.
И хотя управлять климатической системой можно на сенсорном экране медиасистемы, но в Taos решили оставить отдельный блок с физическими кнопками и регуляторами. Для кого-то подобное решение может показаться не слишком современным, но нам такое решение нравится. К работе климатической системы всех моделей Volkswagen у нас никогда не было замечаний, не появились они и здесь.
Коробка DQ381 с большим запасом по мощности для двигателя 1.4TSI способна переваривать до 420 Нм момента и оснащена двумя насосами. Заявленный производителем интервал замены масла – 120 000 км.
Рядом с селектором трансмиссии полноприводных версий находится шайба выбора режима движения. Всего режимов семь: Эко, Нормальный, Спорт, Индивидуальный, Снег и два Бездорожья (стандартный и настраиваемый). Включать нужный режим можно и с центрального экрана. Во втором бездорожном режиме можно настроить десять параметров – от выбора режима работы фар и парковочного ассистента до активации помощника при трогании на подъеме и настройки рулевого управления.
Водителю переднеприводной версии доступно меньше радостей: у автомата Aisin есть спортивный режим и ручное переключение. На бездорожье можно отключить систему стабилизации, если вы уверены, что пробуксовки позволят вам проехать дальше или пройти препятствие ходом.
USB-порты предусмотрены как для передних, так и для задних пассажиров: два расположены в нижней части центральной консоли, еще два – в торцевой части центрального тоннеля. Вот только воспользоваться ими смогут лишь владельцы самых современных мобильных устройств с разъемами типа Type-C. Тем, у кого смартфон со старым добрым Micro-USB, придется запастись переходниками. Зато с практичностью у «Таоса» полный порядок: есть большая ниша сверху торпедо, бокс в центральном подлокотнике, глубокая ниша за рычагом КПП и специальный карман для телефона и пару отделений для пластиковых карт рядом с подстаканниками.
При росте 182 см спокойно усаживаешься «сам за собой», а за спиной остается еще вместительный багажник. Еще бы сдвижной задний ряд, как у «Тигуана», но увы, по статусу не положено. Как и заднему подлокотнику, которому не нашлось место в нашей комплектации. Зато для пассажиров второго ряда предусмотрены дефлекторы обдува, подогрев сидений и два USB-разъема Type-C.
Объем багажного отделения у полноприводных «Таосов» меньше, чем у переднеприводных – 418 литров против 500. Но топливный бак немного больше – 55 литров против 50. Все Taos оснащаются докаткой и органайзером в подполье. Приятным бонусом станут практичные решения Simply Clever от Skoda в виде штанги с фиксируемым крючком и дополнительным кармашком над аркой. В версия Exclusive появляется лючок для длинномеров.
Двигатель что в городе, что на трассе производит впечатление скорее усердного трудяги, нежели «турбозажигалки». Честно выдает свои полторы сотни «лошадок», но дух не будоражит. С места Taos стартует бодро, но с небольшой задержкой – DSG все так же бережет сцепление. Для вменяемого разгона с хода, например, для обгона, педалью газа приходиться работать активно. Взбодрить силовой агрегат можно активацией режима «Спорт» – в этом случае коробка позволяет раскручивать мотор до более высоких оборотов и дольше удерживать их на каждой передаче.
В поворотах новый Taos демонстрирует типично немецкое поведение: практически не «упирается» на входе в вираж, цепко держит траекторию и не вынуждает подруливать на дуге. Но благодаря более мягкой подвеске крены более существенные, чем у «Тигуана». Руль при этом всегда налит в меру высоким и информативным усилием. Зато благодаря таким настройкам подвески, он существенно комфортнее более дорогого брата. Колесные арки заизолированы весьма неплохо, по общему акустическому комфорту он тоже воспринимается тише.
К тормозам претензий нет, педаль информативна, автомобиль замедляется предсказуемо.
Подвеска «Таоса» (в полноприводном варианте сзади стоит «многорычажка») – по-фольксвагеновски плотная: стыки и небольшие неровности с острыми краями автомобиль проходит жестковато, зато среднеразмерные рытвины и ухабы глотает весьма уверенно. До серьезных ударов дело доходит лишь в том случае, если на скорости прозевать слишком глубокую яму.
Вне асфальта, ситуация уже не столь благородная. На гравийной дороге Taos довольно быстро вынуждает сбавлять скорость до 25-30 км – ехать быстрее уже некомфортно.
В Volkswagen Taos та же неубиваемая муфта Haldex, что у «Карок», но режимов движения не четыре, а семь, как у «Тигуана». Приятный сюрприз от DSG – очень плавный старт. Даже на бездорожье, где важно аккуратно трогаться или ползти по сантиметрам, коробка ведет себя почти безупречно. В частности, хорошо согласует свою работу с задемпфированной во внедорожном режиме педалью газа. Но стоит понимать, что длинный передний свес и дорожный просвет в 175 мм существенно ограничивают проходимость на серьезном бездорожье.
У «Таоса» все в порядке с жесткостью кузова – при диагональном вывешивании все двери открываются и закрываются без проблем, нет посторонних скрипов в салоне.
Нет, вопросов и к работе трансмиссии – муфта оперативно перекидывает момент назад и не допускает пробуксовки передних колес. Благодаря имитации межколесных блокировок Taos легко справляется с диагональным вывешиванием. Лишь на большом уклоне при старте с места коробка с двумя сцеплениями допускает небольшой откат назад.
В топовой комплектации Exclusive (у нас в качестве опции) новый Taos оснащается адаптивными светодиодными фарами IQ.Light. Они не умеют вырезать встречные автомобили, как матричные фары у «Тигуана», но по эффективности они и правда IQ: свет – яркий, «дальнобойный», граница света и тени в меру контрастная. Есть также функция подсветки поворотов. Если вы стоите перед выбором брать или нет эту опцию, то наш совет – однозначно брать!
С опциональным пакетом «Ассистенты», наш Taos дооснащен ассистентом смены полосы, сигнализирующим о нахождении автомобиля в мертвой зоне, а также системой автоматической парковки. Если первого помощника мы однозначно рекомендуем к покупке, то со вторым у нас есть некоторые вопросы. В режиме автоматической парковки автомобиль слишком резко и быстро производит маневры, чем может напугать неопытного водителя. И не каждый раз паркуется параллельно другим автомобилям. Поэтому прежде чем заказывать этот пакет, мы рекомендуем самим проверить работу парковочного ассистента.
Подводя итоги нашего теста, хотим согласиться с решением о выводе данной модели на российский рынок. Несмотря на понижение статуса и доступности «Таоса» перед «Тигуаном», модели получились самодостаточными и с прицелом на разную аудиторию. Что по итогу должно отразиться на увеличении продаж концерна. Taos больше подходит семейным людям, заботящихся о комфорте своей семьи, а Tiguan придется по душе бескомпромиссным адептам драйва и управляемости. Да и по размеру теперь «Тигуан» метит в более старшую лигу. Что касается брата-близнеца – Skoda Karoq, то с ним судьба пока не предопределена на нашем рынке.
Другие ближайшие конкуренты Kia Sportage и Nissan Qashqai морально устарели, находятся на излете карьеры и ждут обновления в ближайшие годы. Opel Grandland X и Peugeot 3008 дороже в сопоставимых комплектациях и не имеют полноприводных версий. А вот Geely Atlas и Atlas Pro могут составить серьезную конкуренцию немцу, тем более за ними выгодные финансовые программы и поддержка от государства. Более доступные Kia Seltos и Hyundai Creta будут чуть меньше и по восприятию играют в более бюджетной лиге. Поэтому Volkswagen Taos хорошее предложение в своей нише, и мы не сомневаемся, что в ближайшие годы «Таос» примет эстафету лидера в модельном ряду марки и займет высокие позиции в общем рейтинге продаж на нашем рынке.
Цены и комплектации Volkswagen Taos