Холдинг «Атлант-М» расширяет сферу своей деятельности
Автомобильный холдинг «Атлант-М», в который входит 22 автомобильных компании и 16 автоцентров, поделился планами по запуску новых направлений, а также рассказал о тенденциях автомобильного рынка Беларуси на ближайшее время.
С 2019 по 2022 год в результате пандемии и кризиса полупроводников, глобальный рынок новых автомобилей претерпел существенные изменения. Данные события отразились и на работе белорусских автодилеров, в результате – подорожание автомобилей составило 122%.
ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА
В 2022 году прилетевший «черный лебедь» в корне изменил ситуацию для всего белорусского автобизнеса на многие годы вперед. Приостановка официальных поставок в Беларуси новых автомобилей большинства брендов, а также прекращение производства новых машин в Российской Федерации, радикально изменили ситуацию на нашем рынке и привели к дефициту массового сегмента автомобилей.
– Рынок находится в трансформации, он вымывается, дефицит автомобилей сохраняется, мы видим, что много машин продано за пределы РБ, поток поставок не превышает потребление, – констатирует исполнительный директор «Атлант-М» Сергей Самойло.
– Подорожание машин началось еще с 2019 года, связано оно с повышением отпускных цен поставщиков из-за дефицита полупроводников и подорожания других материалов, а с 2022 года удорожание произошло из-за увеличения затрат на логистику. В Европе и США автомобили тоже стали дороже, подорожание коснулось не только РБ и РФ.
Тем не менее поставки новых автомобилей постепенно налаживаются. Например, проводится «перезапуск» продаж модельного ряда Mazda, а еще дилеры Volkswagen в ближайшее время ожидают поставок партии Golf и Touareg.
АВТОПОДБОР
По мнению компании, в период трансформации рынка, когда старые игроки уходят и появляются новые, потребитель оказывается в неведении. Годами он выбирал автомобиль определенной марки и модели, но сейчас ее не находит или его не устраивает цена. «Атлант-М» в данной ситуации предлагает выступить в качестве эксперта и готов оказать помощь в выборе и покупке автомобиля как на территории Беларуси, так и за ее пределами.
– Раньше было так: мы предполагали, что клиент идет к дилеру конкретной марки, и наша роль была подкрепляющей: если ты уже определился с брендом, мы – лучший дилер этой марки, – объясняет Вера Кушнерова. – Прежде мы работали на спросе, продавали конкретный бренд. А сейчас мы работает в самом верху воронки: человек только захотел найти автомобиль, а мы уже предлагаем из наличия, подбора, чтобы он сориентировался и сузил выбор до 3-5 позиций.
– Услуга автоподбора используется в РБ около двух лет. Мы ее не предлагали, потому что были другие цели и задачи. Но мы начали предлагать помощь в выборе автомобиля, когда увидели заинтересованность со стороны покупателей, чтобы закрыть их потребности, – рассказывает директор коммерческого отделения «Атлант-М Автомобили с пробегом» Анатолий Буглак.
– Мы немного расширили данную услугу. Она заключается не только в осмотре, проверке технического состояния и юридической чистоты автомобиля. Мы видим, что среди тех, кто к нам обращается, есть много неопределившихся людей. Мы помогаем им в этом, используя экспертизу. И затем уже помогаем найти подходящий под их запросы автомобиль.
Акцент делается на покупателей из Беларуси, хотя на долю заказчиков из России все равно приходится около 30%. Им компания обещает решение вопросов с оплатой, минимизацию курсовых потерь и доставку в РФ.
Автомобили ищутся на территории Беларуси, а для юридических лиц возможен подбор и в Европе. Имеются различные варианты пакета – от минимальных услуг до комплекса «под ключ». В «Атлант-М» не скрывают, что у них стоимость по рынку выше на 20%, что объясняется дополнительными услугами по выкупу и возможности обмена автомобиля (обычные автоподборщики такое не предлагают).
Есть и другое конкурентное преимущество автоподбора от «Атлант-М» – это машины с прозрачной историей, поступающие дилерам холдинга по системе Trade-in. Так же у дилеров более широкие возможности по выяснению сервисной истории, плюс возможности диагностики на специализированном оборудовании для оказания качественной услуги.
СТРАХОВОЙ АГРЕГАТОР
На встрече с представителями СМИ был представлен и уникальный страховой агрегатор www.vedaem.by, позволяющий в онлайн-доступе рассчитать стоимость страхового тарифа и сразу оформить страховку. После ввода необходимых параметров, программа выдает предложения от всех страховых компаний Беларуси, для выбора наиболее выгодного предложения. Агрегатор предлагает удобное сравнение автомобильных тарифов страхования по ОСГО и КАСКО, а в будущим будут добавлены и другие виды страхования (по недвижимости и здоровью).
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ
Не обошли стороной представители компании рынок новых электрокаров. «Атлант-М» зарегистрировал отдельное юрлицо, которое будет заниматься продажей электромобилей.
Современные реалии таковы, что сейчас лидером по продажам автомобилей на чистой энергии является Китай (в 2022 году рост продаж электромобилей составил 82%, а итоговые продажи достигли 5,9 млн экземпляров). Многие модели из Поднебесной по характеристикам и технологиям уже превосходят европейских конкурентов, но такие модели мало представлены на нашем рынке, собственно, это и хочет исправить новое отделение холдинга. Для продажи в «Атлант-М» уже доступны модели: BYD, Zeekr и XPeng. В ближайшее время будут поставки высокотехнологичных Li и Aito, а также всем известные «электрички» Tesla и Mercedes.
По мнению специалистов по продаже электромобилей, сейчас наш рынок нуждается в моделях с запасом хода от 300 км и ценой от 25 тысяч долларов в эквиваленте. «Атлант-М» планирует до конца года привезти в Беларусь и продать порядка 200 машин таких машин. На все модели будут доступны кредитные и лизинговые программы.
На данный период времени, доставка автомобилей по железной дороге занимает от 16 до 26 дней, плюс больше месяца приходится на сертификацию и юридическое оформление, в итоге с момента заключения договора с клиентом и передачи ему машины может пройти не менее 3-4 месяцев. Поэтому для сокращения процесса покупки автомобиля, в компании уже формируют складские запасы. Пока электрокары будут продаваться в дилерской сети «Атлант-М», так как отдельные центры строить невыгодно.
В 2023 году емкость белорусского рынка новых электромобилей ограничена квотой в 1,5 тысячи штук и судя по статистике регистрации электрокаров за 2022 год, в этом году она скорее всего не будет достигнута. Но стоит признать, что нулевой транспортный налог и отсутствие необходимости добавления НДС к цене, будет способствовать цивилизованному росту продаж электромобилей в Беларуси. А развитие инфраструктуры сети зарядных станций по всей стране будет только увеличивать спрос на электрокары.