«Атлант-М Электромобили»: прошлый год был взрывной, текущий грозит всех удивить

«Атлант-М Электромобили»: прошлый год был взрывной, текущий грозит всех удивить

13 июня в автоцентре на Шаранговича, 22, где сейчас располагается подразделение «Атлант-М Электромобили», состоялся круглый стол с участием генерального директора холдинга и представителей различных направлений.

14.06.2024


Локация была выбрана не случайно: на сегодня сегмент электрокаров является одним из самых быстро развивающихся и подающим неплохие перспективы. По словам директора коммерческого отделения по продаже электромобилей Алексея Власова, только в прошлом году прирост мировых продаж составил 18 миллионов электрокаров. В Беларуси продажи «электричек» растут поразительными темпами.


Массовый спрос – на автомобили до $20 000 в эквиваленте

Прежде, чем была затронута тема электрокаров, гендиректор холдинга Игорь Сукач рассказал о достижениях компании с начала года. Самыми нашумевшими и запоминающимися событиями за это время стали заключение импортерского соглашения и открытие официального автоцентра Zeekr, глобальная реконструкция и открытие большого автоцентра Chery, презентация новых моделей Jetour X70 Plus и Т2, а также старт продаж новых Geely Emgrand, Geely Okavango и BELGEE X70.

Портфель брендов «Атлант-М» был расширен до 17 марок, и все они теперь представлены в одном месте – на проспекте Независимости. Решение создать мультибрендовую площадку было принято не случайно: так клиентам нет необходимости ездить по отдельным автоцентрам, чтобы посмотреть авто разных марок – теперь это можно сделать в одном месте.



Говоря об особенностях белорусского рынка, гендиректор отметил, что он существенно отличается от российского. Для нашей страны более характерен массовый интерес покупателей к новым автомобилям стоимостью до $20 000 в эквиваленте. И если ранее этот сегмент был представлен преимущественно седанами типа Geely Emgrand, то сейчас выбор значительно расширился. Теперь в этом ценовом диапазоне предложены кроссоверы Chery Tiggo 4 Pro и Kaiyi X3, JAC J7, Кaiyi E5 и часть электромобилей. В том числе и разнообразие предложений в сегменте «до $20 000» способствовало неплохому старту в начале года: за 5 месяцев «Атлант-М» продал в общей сложности 3 145 новых автомобилей (20% рыночной доли) и еще 1 300 авто с пробегом.


Каждый шестой новый автомобиль – электрический

Решение открыть отдельное подразделение для продаж электромобилей было правильным и очень своевременным. По данным прошлого года «электрички» составили 18% мировых продаж новых автомобилей. Четкой статистики по Беларуси на сегодня, к сожалению, нет, т.к. большая часть электрокаров ввозится в страну по так называемому параллельному импорту, который плохо поддается анализу.



«Отследить количество можно разве что по данным о постановке на учет транспорта в ГАИ», – говорит директор коммерческого подразделения «Атлант-М Электромобили» Алексей Власов. – «Но они не всегда точные и подаются с задержкой. Однако нам известно, что только за май 2024 года на государственный учет было поставлено 3 944 новых автомобиля, из которых 664 – «электрички» и последовательные гибриды. Рост составил 16,6%. Фактически каждый шестой новый автомобиль в Беларуси – электрический».



Основные мировые рынки транспорта на электротяге – это Китай, Европа и США. Последние активно защищают свой внутренний рынок от китайского автопрома. И тем не менее, по словам Алексея Власова, доля Китая в сегменте мирового электротранспорта уже составляет более 45%. В Беларуси же, если говорить о новых электромобилях, эта доля уже больше 95%. И в целом рынок бьет все рекорды по продажам.



Идея заняться электромобилями у руководства «Атлант-М» впервые появилась в 2022 году, а на следующий год открылось отдельное подразделение. Огромный интерес к этому сегменту со стороны покупателей стал причиной появления в продаже таких электрических брендов как BYD, Zeekr, Lixiang, VW, AITO и др. По сути, сегодня «Атлант-М» может привезти электромобиль любого бренда и, что немаловажно, произвести предпродажную подготовку, предоставить гарантию и организовать сервисное обслуживание.



С учетом ухода значительного количества привычных покупателю и доступных брендов, электромобили органично вписались в структуру рынка. В частности, можно констатировать тот факт, что в премиальном сегменте уже доминируют электрические бренды. Их доля составляет 59%.


Структура продаж и сервисные услуги

Что касается новых электромобилей в целом, то 75% продаж обеспечивают всего 5 брендов. По статистике холдинга «Атлант-М», за 5 месяцев текущего года подразделением был продан 141 автомобиль на электротяге, 50% продаж составили авто бренда BYD, который в нашей стране становится все более массовым. Хиты продаж – это кроссовер BYD Song Plus, хэтчбек BYD E2 и компактный ситикар BYD Dolphin. Если говорить о Zeekr, то на его долю приходится 15% и здесь драйвером является модель 001. Еще 15% продаж в сегменте обеспечивает Lixiang с его бестселлерами L7 и L9.



По заверениям Алексея Власова, потенциал рынка значительно выше, и «Атлант-М» не станет упускать возможностей. Хорошая репутация и 30-летний опыт работы холдинга в деле привлечения клиентов – решающие факторы. Многие покупатели приходят именно за надежностью и знают, что такому крупному игроку можно доверять. В свою очередь «Атлант-М» старается добиваться лучших условий для своих клиентов и обеспечивает полное сопровождение, что большинству покупателей просто необходимо. Также к услугам клиентов предложены трейд-ин, кредитные программы и другие официальные финансовые инструменты.



Сегодня около 50% электромобилей везутся под заказ, в ряде случаев цена при таком способе взаимодействия выгоднее. Примерно 20% авто разбираются по пути в Беларусь. Также имеется склад автомобилей в наличии, организован тест-драйв. В Беларусь электромобили поставляются исключительно железнодорожным транспортом. По словам представителя холдинга, это обеспечивает максимальную сохранность автомобилей и защиту от возможных повреждений в пути. При этом срок ожидания в среднем составляет 3 месяца – это время от заказа до выдачи клиенту электромобиля, прошедшего предпродажную подготовку.



Увеличение доли электромобилей в общей картине продаж холдинга предполагает и основательное развитие сервисных услуг. За 2023 год сервисные станции подразделения «Атлант-М Электромобили» посетили 333 авто. Уже сейчас эту цифру значительно перекрыла статистика обращений с начала 2024 года. Белорусы активно приезжают на обслуживание и обращаются по вопросам текущего ремонта, в том числе и кузовного. При этом, как уверяют представители подразделения, сроки сопоставимы со сроками ремонта обычных авто.


Рынок растет и развивается

Активный рост продаж стимулирует дилеров развиваться. И даже увеличившийся в текущем году утильсбор не оказал значительного влияния и, по сути, был нивелирован отчасти увеличившимися объемами, отчасти – уступками со стороны поставщиков. В целом ситуация на рынке новых автомобилей развивается в позитивном ключе. До конца года ожидаются новые модели уже представленных брендов, в том числе и в сегменте коммерческой техники, который в «Атлант-М» представлен брендами МАЗ и Sollers.



Что касается электромобилей, то 2023 год был взрывным – спрос вырос и очень серьезно. Но по всем признакам текущий год сможет удивить еще больше. Этому максимально способствует приближающийся 2026 год, в первый день которого предположительно отменят «нулевые» растаможку и НДС на электромобили.