Скандал года: почему арестовали Карлоса Гона и что теперь будет

Скандал года: почему арестовали Карлоса Гона и что теперь будет

По подозрению в уходе от уплаты налогов и занижении доходов арестован самый известный топ-менеджер в автомобильной отрасли — Карлос Гон. Он возглавляет Альянс Renault Nissan Mitsubishi.

19.11.2018

Таких скандалов не было со времен Дизельгейта: по подозрению в уклонении от уплаты налогов в Японии арестован влиятельнейший топ-менеджер, глава Renault Nissan Mitsubishi Карлос Гон. Скандальные новости привели к панике на бирже (акции Renault рухнули примерно на 15%), так и к волнениям в руководстве автомобильных компаний. Там начали готовиться к непростым временам и репутационным потерям, которых уже не избежать, даже если серьезнейшие обвинения вдруг не подтвердятся.

Гона уже критикуют, что за 20 лет работы с брендами Альянса он получил практически неограниченную власть, а размер его зарплаты в 2017 г. достиг 17 млн долларов. Autonews.ru разобрался, чем арест Гона грозит для российского авторынка.


NISSAN: ГОН ЗАНИЖАЛ РАЗМЕРЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ

64-летнего топ-менеджера обвинили в уклонении от налогов: для этого он умышленно искажал данные о размере своих вознаграждений, которые он получал от трех брендов. В настоящее время Гона уже допросила полиция — в его отношении ведется расследование.

Официальная реакция глобального офиса Nissan была незамедлительной. Там сразу же заявили, что компании уже давно было известно о противозаконных действиях Гона: внутреннее расследование в его отношении, а также в отношении еще одного высокопоставленного сотрудника компании, члена совета директоров Грега Келли велось последние несколько месяцев.



«Внутреннее расследование показало, что на протяжении многих лет и Гон, и Келли намеренно занижали данные о доходах Гона. Выяснилось также, что Гон допускал множество других нарушений закона, в том числе использовал средства компании в личных целях, о чем также было хорошо известно Келли. Все данные о проведенном расследовании переданы в прокуратуру, и мы готовы оказать властям все возможное содействие», — говорится в официальном пресс-релизе компании.

В Nissan уже принесли глубокие извинения акционерам и сообщили, что компания в ближайшее время отстранит Гона от поста главы марки.


УЩЕРБ РЕПУТАЦИИ ГОНА, НО НЕ NISSAN

На экстренной пресс-конференции представители Nissan даже не пытались каким-либо образом смягчить удар по своему опальному руководителю. Напротив, там заявили, что глубоко разочарованы произошедшем. Тем не менее, в компании напомнили, что Nissan — это все-таки не лично Карлос Гон, и на вопросы журналистов об ударе по имиджу марки заявили, что произошедшее — это первую очередь удар по репутации самого Гона.

«Что касается спроса на автомобили, то это должны решать сами покупатели, — сказал представитель Nissan. — Безусловно, имидж Гона имеет влияние на бренд, и произошедшее шокировало многих людей — говорить о том, что эффект на имидже бренда будет нулевым, мы не можем».

На вопрос о дальнейшем сотрудничестве входящих в альянс брендов в Nissan заявили, что все марки должны работать вместе. В Nissan пообещали сделать дельнейшие выводы об организации структуры руководства в компании. Однако не стали отвечать на вопросы о том, замешаны ли другие сотрудники марки в произошедшем скандале.


RENAULT И MITSUBISHI ПОКА МОЛЧАТ, НО ВЫСКАЗАЛСЯ ПРЕЗИДЕНТ ФРАНЦИИ

Компании Renault и Mitsubishi пока воздерживаются от комментариев — там заявили, что будут готовы к диалогу после собрания совета директоров. Однако со своим заявлением уже выступил президент Франции Эммануэль Макрон. Он сообщил, что пока слишком рано комментировать обвинения в адрес Гона, о достоверности которых у него нет никакой дополнительной информации и пообещал защитить сотрудников предприятия на фоне скандала.



«Как акционер Renault французское правительство бдительно следить за тем, чтобы компания продолжала стабильно работать, в том числе в партнерстве с Nissan», — объяснил Макрон.

При этом сразу после информации о задержании акции Nissan упали на 0,5%. В свою очередь ценные бумаги французской Renault рухнули сразу на 12,5%, до 56,39 евро за штуку. Падение стоимости акций в ходе торгов достигало 15%.


ЗАРПЛАТА ГОНА — ОБЪЕКТ ПОСТОЯННОЙ КРИТИКИ

Вознаграждение Карлоса Гона, которое он получает за руководство несколькими брендами, не раз вызывало бурную критику в СМИ. К примеру, по данным японского издания NHK, Гон только за работу в Nissan Гон в 2006 г. получил более миллиарда йен (более 8,8 млн долларов), примерно столько же Гон получил и в 2007 году. А по итогам 2017 года, по данным Bloomberg, общий заработок Гона составил 17 млн долларов — 8,5 млн он получил от Renault, 6,5 млн — от Nissan и 2 млн — от Mitsubishi.


ЧТО ОЗНАЧАЕТ УДАР ПО ГОНУ ДЛЯ РОССИИ

Карлос Гон — один из самых известных топ-менеджеров в отрасли автомобилестроения. В 1999 г. он спас японский Nissan от банкротства за счет резкого сокращения расходов, превратив убыточное предприятие в один из локомотивов японской экономики. При его непосредственном участии был создан альянс Renault, Nissan и Mitsubishi, установлены прочные партнерские отношения с российским «АвтоВАЗом», немецким Daimler и китайскими Dongfeng.



При этом Гон занимает руководящие посты в Renault с 1996 года. В 1999 г. Renault и Nissan стали партнерами, и Гон переехал в Японию, где занял должность директора по производству, потом дослужился до поста президента и гендиректора. С 2005 г. он успешно совмещал позиции президента и гендиректора Renault, а в 2009-м возглавил совет директоров Renault. В 2016 г. Гон также стал председателем совета директоров Mitsubishi, а 2017 г. передал полномочия CEO Nissan Хирото Саикаве, но при этом сохранил свою позицию во главе совета директоров. В 2013-2016 гг. Гон возглавлял совет директоров «АвтоВАЗа».

Таким образом Гон имеет серьезное влияние на все четыре бренда, включая российский АвтоВАЗ, хотя и не является главой совета директоров компании. При его непосредственном участии в настоящее время в России ведутся переговоры между маркой Renault и российским правительством о дальнейшей локализации французских автомобилей в России. Именно его позиция считалась одной из важнейших при переговорах с Минпромторгом и Минэком.

«Это большой рынок, и мы инвестировали в Россию даже тогда, когда многие автопроизводители принимали решение уйти, — говорил Гон корреспонденту Autonews.ru. — В дальнейшем объемы рынка не будет ужиматься так, как сейчас, а напротив, рынок будет расти, и на нем будет действовать настоящая конкуренция. Поэтому локализация — это наша цель. Новое постановление правительства вынуждает автопроизводителей вкладывать больше инвестиций в локализацию, что для себя мы считаем большим преимуществом, особенно учитывая, что частью Альянса также является российский АвтоВАЗ. Мы участвуем во всех обсуждениях и хотим, чтобы Россия стала конкурентоспособным рынком. Поэтому мы будем предлагать в России больше локализованных моделей, в том числе мы планируем повысить локализацию моделей Mitsubishi с помощью сил Альянса».



Теперь как минимум на какое-то время руководству Альянса наверняка придется взять паузу по работе над ключевыми проектами, чтобы восстановить покосившиеся позиции в топ-менеджменте.

Источники Autonews.ru в глобальных представительствах Renault Nissan признали, что сложившаяся ситуация «выглядит очень плохо».

источник