Hongqi
Начало продаж в Беларуси: сентябрь 2023 г.

15 сентября в Минске, по адресу ул. Маяковского, 2, открылся автосалон премиального китайского производителя Hongqi. Официальным дилером бренда стало ООО «Эмир Моторс+», работающее на белорусском рынке уже более 30 лет, и представляющая такие марки как Toyota, Kia, Geely.

Что такое Hongqi?

Китайские бренды в последнее время настолько стремительно завоевывают белорусский рынок, что даже опытные автомобилисты уже успели запутаться – кто есть кто? Неудивительно – у производителей из Поднебесной стало хорошей традицией создавать новые бренды, и поэтому одна компания может выпускать автомобили нескольких марок. Однако Hongqi в этом стоит особняком от всех. Почему?

Во-первых, потому что это старейший китайский автопроизводитель. Компания FAW, First Automotive Works («Первая автомобильная компания») была основана в 1953 году. Что интересно, начинался китайский автопром при активном участии СССР, и проходная первого автозавода полностью идентична проходной завода ЗИЛ. Первым китайским автомобилем был грузовик, являвшийся копией ЗИЛ-157. А с 1959 года FAW начинает выпуск легковых автомобилей под брендом Hongqi (переводится как «Красное знамя»).

Во-вторых, бренд Hongqi уникален тем, что изначально (и многие десятилетия подряд) он выпускал легковушки исключительно для партийной элиты Китая. Первенцем стал партийный лимузин Hongqi CA72, который выпускали с 1959 по 1967 годы, причем общий тираж всех модификаций (седан, кабриолет, лимузин) составил всего 203 экземпляра.

В начале 90-х под брендом Hongqi выпускаются модели на базе Audi 100 и Lincoln Town Car, позднее – на базе Toyota Crown Majesta. В 2012 руководство концерна представляет пятилетний план развития, в ходе которого запланировано выпускать автомобили собственного производства. И уже в 2013 году начинается производство самой дорогой модели – L5, которая продается только в Китае, и до сих пор используется высшим руководством страны.

Доступным для массового потребителя Hongqi становится лишь с 2016 года, и с тех пор демонстрирует завидный рост продаж. Если в «дебютном» году было реализовано 4700 единиц, то в 2021 владельцев обрели уже более 300 000 автомобилей Hongqi. Данных по продажам за 2022 год в общем доступе нет, но белорусский дилер в этом году планирует добавить в общую статистику до 1000 экземпляров, реализованных на нашем рынке.


Модельный ряд Hongqi: премиальные седаны и кроссоверы

На данный момент линейка Hongqi представлена в Беларуси четырьмя моделями. Все они русифицированы и имеют сертификат ОТТС.

Самая доступная – среднеразмерный седан H5, по цене от $45800 по курсу. Переднеприводная модель оснащается двухлитровым бензиновым турбомотором мощностью 218 л.с., который сочетается с 8-диапазонной автоматической коробкой передач. Производитель заявляет весьма неплохие показатели эффективности данного тандема: разгон с места до 100 км/ч занимает 7,8 секунды, средний расход топлива обещан на уровне 6,6 литра на 100 километров (замеры производились по циклу NEDC).

Комплектация предлагается одна, но это топ-версия. Как огласили на пресс-конференции представители дилера, все модели будут поставляться именно с максимальным оснащением, поскольку разница между топ-версией и другими вариантами оснащения невелика. Поэтому даже в самой доступной модели H5 список позиций оснащения занимает порядка 40 позиций – и это без учета стандартного набора (ABS, система контроля тяги, система стабилизации, электропакет и т.д.).

Предполагаем, что список оснащения потенциальный покупатель H5 будет рассматривать, открыв рот от восхищения. Европейские и азиатские производители за долгие годы приучили нас, что за любой элемент роскоши нужно платить, и довольно солидно. У китайцев другой подход: они устроили настоящую «инфляцию», предлагая практически все дорогостоящие ранее опции. Панорамный люк со сдвижной шторкой, светодиодные ходовые огни, интеллектуальное управление ближним и дальним светом, датчик дождя, многослойное ветровое стекло – это лишь первые позиции из внушительного списка.

Далее идут: кожаный салон и кожаная обивка рулевого колеса, электрорегулировка водительского кресла с памятью в 12 направлениях. Подогрев и вентиляция передних кресел, двухзонный климат-контроль с датчиком контроля качества воздуха и ионизатором воздуха, мультимедийная система с 12 динамиками и 12,6-дюймовым экраном, Android Auto\CarPlay, порты USB спереди и сзади, беспроводное зарядное устройство, бесключевой доступ в салон.

За безопасность, помимо стандартных многочисленных электронных ассистентов, отвечает система предупреждения о лобовом столкновении, работающая в тандеме с системой автоматического экстренного торможения. Также в этот список добавлен активный круиз-контроль, который самостоятельно удерживает дистанцию до автомобиля, двигающего впереди. В списке оснащения имеются системы контроля слепых зон и ассистент, сигнализирующий о покидании полосы движения. На парковке у водителя также будет много помощников: есть передние и задние парктроники, камера кругового обзора на 360 градусов и парковочный ассистент.

Отдельного упоминания заслуживает список воздушных подушек безопасности, установленных в Н5. Помимо стандартных фронтальных и боковых «эйрбэгов», здесь также имеются коленные и задние боковые подушки.


Потенциальный бестселлер? Hongqi HS5

Официальный дилер не скрывает, что делает главную ставку на кроссовер HS5. Именно эту модель планируется собирать в Беларуси, но об этом несколько позже, а сейчас – информация о самой модели.

Кроссовер оснащается тем же бензиновым 218-сильным двигателем, что и Н5, однако трансмиссия здесь принципиально иная. Автоматическая коробка передач имеет 6 диапазонов, а привод осуществляется на все колеса. Цена автомобиля – $52900 по курсу.

Список оснащения столь же внушителен, как у Н5, но у кроссовера есть многочисленные позиции, которые недоступны для седана. Предусмотрен приветственный свет «Крылья Хунчи», комбинированные светодиодные задние фонари, накладки на пороги со светодиодной подсветкой, сенсорное открытие крышки багажника и двойные «стеклопакеты» в передних дверях. Последняя опция должна существенно сказаться на шумоизоляции салона.

Сиденья имеют отделку кожей Nappa + Alcantara, естественно, имеют подогревы и вентиляцию. Салон имеет подсветку с выбором из 253 цветов, а также элементы отделки из карбона. Мультимедиа с системой объемного звучания Bose Centerpoint с 12-динамиками, два 12,3-дюймовых цветных дисплея, рулевое колесо с подогревом и подрулевыми переключателями передач – это то, чем кроссовер отличается от седана в салоне.

Кроме этого, в салоне премиального кроссовера Hongqi HS5 кресла первого ряда имеют электропривод (передние кресла с подогревом и вентиляцией, задние только с подогревом), шесть подушек безопасности, адаптивный круиз-контроль, беспроводная зарядка для гаджетов, панорамная крыша, дверь багажника с электроприводом.

В плане систем комфорта и безопасности у него также есть преимущества. Здесь предусмотрена динамическая система помощи при парковке, включая функцию сканирования пространства. Имеется система защиты пешеходов. В передней подвеске применены амортизаторы с электронным управлением, а сзади – пневмоамортизаторы, что позволяет выбирать различные режимы движения – от комфортного до спортивного.


Премиум: седан Hongqi H9

Флагманский седан Н9 создан по всем канонам жанра: он имеет продольное расположение двигателя и привод на заднюю ось. По габаритам он близок к модели S-класса от Mercedes-Benz, и имеет такие же благородные пропорции. Неудивительно, ведь дизайн флагманского седана создавался под руководством бывшего дизайнера Rolls-Royce Джайлса Тейлора, который перешел в FAW еще в 2018 году.

Седан оснащается двухлитровым 245-сильным бензиновым турбомотором, коробка передач – 7-ступенчатая преселективная роботизированная с двумя сцеплениями. Дополнительно установлена 48-вольтовая система рекуперации при движении накатом или торможении. Стоимость флагмана – от $84100 по курсу.

Список оснащения у Hongqi Н9 еще более внушительный, чем у двух предыдущих моделей, поэтому остановимся лишь на тех позициях, которые выделяют флагманский седан. В нем предусмотрены передние и задние приветственные огни, а также боковые фонари в виде флагов. Матричные фары имеют автоматическое управления дальним светом. Ветровое стекло – многослойное, с проекцией показаний приборов.

Кресла имеют отделку кожей Nappa, подсветку салона можно выбирать из 253 цветов, причем водитель и задний пассажир могут выбирать разные варианты. Во всех креслах, и спереди, и сзади, есть не только подогрев и вентиляция, но также и функция массажа. Кроме этого, задний пассажир имеет возможность регулировать штурманское кресло – к примеру, отодвинуть его до упора вперед. Климат-контроль – четырехзонный, в отделке интерьера применены элементы из светлого алюминия.


Большая «электричка»: Hongqi E-HS9

Монументальный кроссовер E-HS9 – единственный электромобиль из гаммы Hongqi, официально предлагаемый в Беларуси. В скором времени эту ситуацию обещают исправить: планируется ввозить еще и электрический седан E-QM5, а в следующем году разнообразить гамму моделями HS3 и H7.

Стоимость электрокроссовера начинается с отметки в $96300 по курсу. Внушительно, однако модель действительно впечатляющая – и по характеристикам, и по оснащению. Она имеет полный привод, передний мотор развивает 218 л.с., задний – 333, что в сумме дает 551 л.с. Суммарный крутящий момент – 750 Нм. Литий-ионная 99-киловатная батарея позволяет обеспечить запас хода на одной зарядке до 510 километров, а с помощью быстрой зарядки можно пополнить пробег около 100 километров всего за десять минут.

Список оснащения E-HS9 соответствует цене, поэтому снова ограничимся лишь теми позициями, которых не было в других моделях Hongqi. В первую очередь нужно отметить доводчики дверей – и странно, что их не было в премиальном седане.

Сиденья отделаны натуральной кожей, кресла первого и второго рядов имеют подогрев и вентиляцию, причем сзади установлен не диван, а два раздельных кресла. Непонятно только, почему им не положена функция массажа – наслаждаться им могут лишь водитель и штурман. Третий ряд представляет собой обычный «диван», без каких-либо комфортных опций.

Из списка электронных ассистентов отдельный интерес представляют системы мониторинга не только состояния, но и настроения водителя. Интересно, а если оно будет плохим – Hongqi что, веселую музыку включит или анекдот расскажет? Помимо этого, есть функция управляемой дистанционной парковки, а на низких скоростях кроссовер подает специальный сигнал, предупреждающий пешеходов о приближении автомобиля.


Белорусская сборка: кто, как, что?

Как мы уже говорили, в Беларуси планируется сборка кроссовера Hongqi HS5 – и осуществлять ее будет предприятие Юнисон, что находится в поселке Обчак под Минском. Старт производству обещают дать уже 21 сентября, и, по словам производителей, в Беларусь уже привезли 36 машинокомплектов, часть из которых уже полностью собрана.

Очевидно, что автомобили будут производиться по системе SKD. Это значит, что полностью собранный кроссовер в Китае разбирают на крупные комплектующие, формируют из этого машинокомплекты, и отправляют на завод в Беларусь. Где машинокомплект, посредством ручной сборки, снова превращают в автомобиль, «награждают» его вторым, уже белорусским VIN-кодом, прогоняют сквозь тестировочную линию и специально испытательную трассу, а уже потом отправляют дилеру.

Не скажется ли вмешательство белорусов на качестве автомобиля? Маловероятно: у Юнисона огромный опыт подобного рода сотрудничества и на заводе есть все необходимое оборудование, чтобы в конвейерном темпе собирать приличное количество машинокомплектов. И пусть последние полтора года предприятие простаивало, есть надежда, что опытный персонал сохранился в необходимом составе.

Сам завод – это предприятие, построенное корпорацией Ford в 1997 году. После открытия здесь несколько лет собирали Ford Escort и Transit. Позднее, после ухода Ford из Беларуси, завод пытался производить различные комплектующие, однако нашел себя именно в нише SKD-сборки автомобилей. Первенцем был польский микроавтобус Lublin, затем началась громкая эпопея с иранским производителем Iran Khodro. Модель Samand прочили в стан «народных» белорусских автомобилей: государство обязало все ведомства закупать «отечественный» продукт, поэтому в Беларуси уже никого не удивляет изобилие служебных Samand в ГАИ, медицинской помощи, исполкомах и т.д. Статистика утверждает, что было собрано около двух тысяч экземпляров Samand (и его модели-двойника Soren).

После ухода иранцев Юнисон нашел нового партнера, и некоторое время на конвейере собирали корейские грузовички Kia K2500. Этот проект также оказался краткосрочным, и белорусы решили связать свою судьбу с китайцами – компания Zotye поставляла машинокомплекты модели Z300. Чуть позже было подписано соглашение с корпорацией General Motors, а также с концерном PSA, и в порядке «живой очереди» завод собирал целую гамму разнообразных моделей. Французы продвигали «каблучки» Peugeot Partner и Citroen Berlingo, легковушки Peugeot 301 и Citroen C-Elisee, Peugeot 508, 3008 и даже Citroen DS4.

Гамма моделей от General Motors была еще более разнообразной. Открывали линейку Opel Mokka и Chevrolet Tracker, дополняли ее седан Cadillac STC и кроссовер XT5, а премиальный сегмент представляли Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade. Сотрудничество также оказалось непродолжительным, и вскоре завод вел переговоры о сборке внедорожников и пикапов Mahindra (парочку экземпляров даже привезли в Беларусь для изучения спроса).

Следующим этапом стала попытка замахнуться на массовую сборку электромобилей – предприятие привезло партию машинокомплектов электрокаров Zotye. Затем в СМИ мелькала информация о сотрудничестве с китайскими производителями Changan и BAIC. Однако в итоге, как видим, нынешним партнером Юнисона стал бренд Hongqi.